Чуйский тракт

Справка: Чуйский тракт – участок автомобильной трассы федерального значения М-52 Новосибирск - Бийск - Ташанта.

Из истории:

Первые сведения о дороге в Чуйской долине появились в 1788 году, когда русские купцы достигли реки Чуи в Курайской степи. В то время Чуйский торговый путь представлял собой труднопроходимую узкую горную тропу, соединяющую Алтай с Монголией. Особенно сложным был участок от Онгудая до Кош-Агача.

Вопрос о необходимости строительства хорошей дороги возник в связи с оживлением торговых интересов бийских и змеиногорских купцов вокруг монгольской границы. Купцы выгодно сбывали панты (рога маралов) в Китае, а в Россию завозили чай. Обосновавшись в деревушке Кош-Агач, купцы построили избушки-склады и свои дома.

Однако из-за нехватки денег в царской казне вопрос об улучшении Чуйской дороги оставался открытым, и все проекты с подготовленными сметами оставались пылиться в чиновничьих кабинетах. Купцы на свои деньги вскладчину латали дорогу, но в общем ситуация с передвижением по ней оставалась плачевной.

Только весной 1901 года строительство дороги все же началось. На казенные деньги с привлечением труда местных жителей и средств купцов колесная дорога между Онгудаем и Кош-Агачем худо-бедно была построена. В бомах ширина дороги составляла 3,5 аршина, а на остальных участках - 5 аршин (1 аршин = 0,711 метра).

В 1913-1914 годах царское правительство снова проявило интерес к Чуйской дороге, ввиду того, что назревала война в Европе и России нужно было укрепить свои позиции со стороны Азии. В это время в Горный Алтай была направлена экспедиция под руководством инженера ведомства путей сообщений В. Я. Шишкова для проведения работ по изысканию Чуйского тракта. Задача группы состояла в том, чтобы пройти существующей тропой от села Алтайского до Ининской паромной переправы и составить карту местности шириной с версту. Работа в труднейших условиях была проделана, но и на этот раз для Чуйского тракта время еще не настало. Катаклизмы мирового и всероссийского масштаба – войны, революции, голод, разруха отодвинули дело строительства торгового пути до лучших времен.

В 20-е годы молодая страна вновь обратила внимание на важную дорогу на азиатской окраине.

Воздвигались деревянные мосты через Чую, строились паромы, строилась и дорога силами повинного и раскулаченного люда.

Возник вопрос, в каком направлении продолжать строительство. Либо по старому левобережью – Бийск – Алтайское – Черга – Шебалино – Онгудай - Кош-Агач, либо по новому правобережью Катуни Бийск – Майма – Чемал – Каянча – с соединением его со старым направлением у бома Кор-Кечу. (Позже решили сделать переход с правого берега Катуни на левый в Усть-Семе, а новый тракт соединить со старым в селе Черга.) В итоге был выбран второй вариант, Катунский, так как он был удобен для сообщений между селами и центром и был кратчайшим до советско-монгольской границы.

В 30-е годы вдоль тракта строились лагеря. Узники Сиблага стали основной дешевой и безропотной силой, брошенной на строительство Чуйского тракта.

В 1934 году был организован первый автопробег Бийск – Кош-Агач в 1100 км.

В 1935 году Чуйский тракт Бийск – Майма – Усть-Сема – Черга – Онгудай – Иня – Кош-Агач – Ташанта был сдан в эксплуатацию.

В 1936 году в селе Иня закончено строительство первого двухцепного висячего моста через Катунь по проекту С. А. Цаплина.

В конце 50-х в Усть-Семе был построен новый железобетонный мост через Катунь и отремонтирован участок тракта Усть-Сема – Шебалино.

В 1970-м в селе Иня был построен новый железобетонный мост через Катунь на смену старому по проекту Цаплина.

В 1984 году пущена новая дорога через перевал Чике-Таман.

В 90-е годы построена объездная дорога и мостопереход, выводящий автомобили на Чуйский тракт минуя Бийск.

В Бийске существует музей Чуйского тракта, он расположен на втором этаже Бийского краеведческого музея имени В. Бианки, в народе называемого «красным».
Чуйский тракт. Километраж
Бийск     354 км     «0» км Чуйского тракта

    357 км     Кафе, АЗС, Автомастерская

    360 км     Автомастерская
    362 км     АЗС
с. Верх-Катунское     366 км     Кафе
    367 км     АЗС
    368 км     Указатель «Пункт медицинской помощи»
п. Чуйский     371 км     Кафе
    373 км     АЗС
    374 км     Пляж «Летний рай», кафе
с. Полеводка     377 км     
с. Сростки     384 км     Музей В. М. Шукшина, памятник В. М. Шукшину на г. Пикет, археологические памятники, АЗС, базар, кафе
с. Образцовка     394 км     АЗС
    395 км     Указатель «Красногорский район»
с. Березовка     398 км     АЗС
с. Быстрянка     404 км     Указатель «Красногорское 28, Ташанта 536», АЗС, кафе
с. Стар. Суртайка     412 км     Указатель «Пункт медицинской помощи», АЗС
    416 км     

Р. Иша, оздоровительный центр «Катунские зори», центр здоровья «Прасковья», археологические памятники
    419 км     Указатель «У-Иша 5, Новозыково 24»
с. Долина Свободы     425 км     Указатель «Пункт медицинской помощи»
    428 км     Граница Алтайского края и Республики Алтай
    429 км     Кафе
    431 км     

Указатель «Платово 5, Шульгин Лог 15, Сетовка 40, Советское 57», мост через Катунь, памятник природы «Земная рябь» у с. Платово, памятник природы «Оз. Лебединое» у с. Урожайного, памятник природы «Гора Бабырган».
    431-435 км     Майминский археологический комплекс
    433 км     Торговые лавки, АЗС, шиномонтажная мастерская, кафе-бистро
    434 км     ДПС, АЗС
с. Майма     435 км     

Указатель «Ташанта 503, Онгудай 193, Горно-Алтайск 2», Музей камня, памятник природы «Майминский рыхлый вал», АЗС, кафе, гостиница, автомастерские
с. Карлушка     444 км     АЗС
    445 км     Аэропорт г. Горно-Алтайска
с. Дубровка     450 км     
с. Рыбалка     452 км     

Питомник красивых растений, кемпинг, налево кафе «Меркит»
    454 км     Мост через Катунь (Айский мост), указатель «оз. Ая 5 км», кафе-бар, сувенирные лавки, АЗС
с. Соузга     455 км     

Указатель «Мясная лавка», археологический памятник «Городище Соузга»
с. Черемшанка     461 км     Археологический памятник «Черемшанка»
    463 км     АЗС
    464 км     Родник «Черемшанский»
    467 км     

Мемориальный знак В. Я. Шишкову, АЗС, катание на верблюде, сувенирные лавки, археологический памятник «Чултуков Лог»
с. Манжерок     470 км     

Манжерокские пороги, Манжерокский источник, салон мастеров Алтая, базар, кафе
    472 км     

АЗС, указатель «Озерное 1.1» (оз. Манжерок), археологические памятники, кафе, закусочные
    478 км     Мост через Катунь на туркомплекс Бирюзовая Катунь», искусственное озеро, источник Аржан-Суу,кафе, сувенирные лавки
    479 км     Водная переправа на Тавдинские пещеры
п. Известковый     481 км     
с. Усть-Муны     485 км     Археологический памятник, памятник A. M. Кошурникову
с. Барангол     492 км     

Подвесной мост через Катунь, дорога на Камышлинский водопад, сувенирные лавки
    494 км     Граница Майминского и Чемальского районов
с. Усть-Сема     496 км     Указатель «Чемал 36, Ташанта 446, Онгудай 136», АЗС, кафе, мост через Катунь
с. Камлак     502 км     Горно-Алтайский ботанический сад, памятник природы «Шиш-кулар - Катаил - Чистый луг»
    509 км     Алтайское экспериментальное хозяйство СО РАН «Чергинский зубрятник»
с. Черга     514 км     Указатель «Усть-Кан 132, Алтайское 56», АЗС, памятник природы «Источник Курловские дачи»
с. Барлак     524 км     
    527 км     Священная гора «Шаманский камень»
    528 км     Родник «Кара-Суу», стоянка, кафе
с. Мыюта     535 км     
с. Шебалино     547 км     СТО, АЗС, краеведческий музей Шебалинского района
с. Кумалыр     561 км     Археологические памятники
с. Топучая     571 км     
    574 км     Подъем на Семинский перевал, указатель «Подъем 9, спуск 11»
    581 км     Комплекс придорожного сервиса «Золотой кедр», кафе, гостиница
    583 км     Семинский перевал, памятник в честь 200-летия вхождения Горного Алтая в состав России, учебно-тренировочный центр «Семинский перевал», база отдыха «Динамо», горнолыжная трасса, кафе, столовая, гостиница
п. Зайсанская Елань     593 км     
    610 км     Пост ГИБДД, АЗС
    611 км     Развилка дорог - поворот на Усть-Кан, Усть-Коксу
с. Туекта     614 км     Комплекс археологических памятников
    618 км     Природный парк «Уч-Энмек»
с. Каракол     619 км     Археологический памятник «Каракол», краеведческий музей
с. Курота     621 км     АЗС
    624 км     Указатель «Онгудай 10, Акташ 164, Ташанта 316»
с. Шашикман     628 км     Курганный могильник Балык-Соок
с. Онгудай     633 км     Магазин народных промыслов «Торко Чачак», археологич. памятники, АЗС, гостиница, СТО, кафе
с. Улита     643 км     АЗС, кафе
    648 км     Старая ГЭС на р. Урсул, мост через р. Урсул.
с. Хабаровка     652 км     Газовая заправка
    655 км     Указатель «Перевал Чике-Таман» - подъем 4 км, спуск 4 км»
    659 км     Памятник природы «Перевал Чике-Таман»
    668 км     Родник, стоянка
с. Купчегень     672 км     Археологические памятники
    680 км     Слияние рек Б. Ильгумень и Катуни, Ильгуменские пороги на Катуни, наскальные рисунки
    681 км     Археологический памятник «Кор-Кечу»
    684 км     Бом Кор-Кечу
    692 км     Место впадения р. Б. Яломан в Катунь, археологический комплекс, Яломанское городище, стоянка
    693 км     Указатель «Б. Яломан 12» - комплекс археологических памятников
с. Малый Яломан     695 км     
    702 км     АЗС
с. Иня     703 км     Железобетонный мост через Катунь, подвесной двухцепной мост через Катунь - памятник истории и культуры Российской Федерации
    706 км     Оленные камни
    708 км     Мост через Катунь, указатель «Инегень 12»
    710 км     Бом Бичикту-Кая
    712 км     Место слияния Чуи с Катунью, беседка
    714 км     Природно-хозяйственный парк «Чуй-Оозы», гостеве домики, кафе, гостиница, археологический комплекс, наскальные рисунки
    716 км     Порог Горизонт
    717 км     Порог Турбинный
    723 км     Урочище «Калбак-Таш», домик, беседка
    728 км     Археологический комплекс «Адыр-Кан», Чуйский оленный камень
с. Иодро     735 км     
с. Белый Бом     742 км     Скала Белый Бом, наскальные рисунки, обелиск партизанам, чоновцам, красногвардейцам, погибшим в боях за советскую власть в Горном Алтае, АЗС, кафе
    744 км     Памятник Кольке Снегиреву, справа от трассы
    755 км     Мост через Чую
    759 км     Водопад Девичьи слезы, стоянка
    761 км     Порог Бегемот на Чуе, мост через Чую
    762 км     Стоянка у Чуи, где проводятся соревнования «Чуя-Ралли»
    770 км     Граница Онгудайского и Улаганского районов
    780 км     Мост через Чую
с. Чибит     783 км     Начало маршрута на Шавлинские озера, мост через Чибитку.
    787км     Гостиница, баня, сауна
с. Акташ     788 км     Дорога на с. Улаган и Телецкое озеро, пограничный отряд АЗС, СТО, продажа автозапчастей, шиномонтаж, кафе, телеграф
    798 км     Родник, стоянка
    802 км     Открывается вид на Северо-Чуйский хребет
    812 км     Граница Улаганского и Кош-Агачского районов, археологический памятник
    817 км     Подъем на Курайский перевал, комплекс археологических памятников
    820 км     Панорама всего Северо-Чуйского хребта
с. Курай     826 км     Мост через Чую, начало маршрута к ледникамдолины р. Актру, АЗС, дорслужба
    840 км     Культовый знак «Обоо»
    856 км     Р. Куехтонар, древние плавильные печи недалеко от впадения р. Куехтонар в Чую
    864 км     Указатель «Чаган-Узун 2», мост через Чую, памятник природы Чаган-Узунский родник, стоянка
с. Ортолык     876 км     Дорога к археологическим памятникам долины р. Елангаш, АЗС
    877 км     Указатель «Бельтир 29»
с. Кош-Агач     890 км     Указатель «Джазатор 140, Ташанта 51» по дороге на Джазатор через перевал Теплый ключ, дорога на плато Укок, АЗС, гостиница, телеграф, кафе
    897 км     Поворот на с. Кокоря, где находится краеведческий музей
с. Жана-Аул     918 км     Музей казахов Алтая
    938 км     Р. Уландрык, археологические памятники
с. Ташанта     941 км     Таможенный и пограничный пункты, археол. памятники
    956 км     Граница Российской Федерации и Монгольской Республики, «0» км Чуйского тракта, перевал Дурбэт-Даба высотой 2481 м, обелиск в честь дружбы СССР и МНР