Теленгиты

Теленги́ты (или телесы) — этническая группа на Алтае. Проживают в южных районах Республики Алтай и прилегающих районах Монголии и Китая.

Известно, что происхождение теленгитов связано с древнетюркским племенем теле/доланге, название которого зафиксировано китайскими хрониками V—VI вв. Самоназвание «теленгит» установилось, как полагают, с XIV в.
Согласно данным переписи 1897 г., в бассейне Чуи, в пределах 1-й и 2-й Чуйской волостей проживало 4899 теленгитов и телесов, которые были объединены в 15 родов.

Институт рода играл и по-прежнему играет огромную роль в жизни аборигенного сообщества Алтая: родовые отношения определяют семейно-брачные связи, род является основой самоорганизации этноса. В конце XX в. у теленгитов Улаганского и Кош-Агачского районов было зафиксировано 18 родовых структур — сеоков. Самыми многочисленными остаются сеоки кобок, сагал, кыпчак, моол, телес, иркит, ябак.

В настоящее время в Республике Алтай в настоящее время теленгитами считают себя также в основном коренные жители Улаганского района(к югу от Телецкого озера вдоль впадающей в него реки Чулышман с её притоком Башкаус) и Кош-Агачского района (в долине реки Чуя).

В 2000 году теленгиты были отнесены к коренным малочисленным народам Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации № 255 от 24 марта 2000 г.) и перепись 2002 г. учла их как отдельный народ. До этого они рассматривались как этническая группа южных алтайцев.

По переписи населения 2002 года численность теленгитов в Республике Алтай составляла 2,4 тыс. человек. В 2004 г. была создана федерация теленгитов.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Для теленгитов характерно соединение разнородных религиозных верований в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии. Оставаясь шаманистами, они подверглись влиянию православия, буддизма (ламаизма) и бурханизма. От ламаистов теленгиты заимствовали календарь двенадцатилетнего животного цикла. С шаманизмом тесно связаны различные культы, отражавшие анимистические и магические представления.

Центральное место занимал культ природы с духами-хозяевами местности (ээзи). Особо почитались горные перевалы, преодолевая которые, теленгиты жертвовали духу-хозяину этой горы камни или ветви, насыпая кучи — обоо. Наиболее связан с шаманизмом культ посвященных животных.

Во время обрядов тайылга или ыйык, шаман, выступавший в роли посредника между мирами, преподносил жертвенное животное духу или божеству. Теленгиты предписывали функции охранителей и защитников семьи особым духам (тос), изображавшихся в виде антропоморфных, зооморфных и аниконических фигурок.

Уважительное отношение у теленгитов к родникам, рекам, озерам. Считалось, что у каждого водоема или целебного источника есть своя хозяйка, которая могла предстать в образе девушки, женщины или старухи. У самых больших рек были хозяйки высокого, ханского положения, суровые и коварные. О них сложено много легенд. По преданиям, в годы войн хозяйки рек спасали теленгитов – затягивали их врагов в водовороты.

Большое значение в обрядах имел культ собаки. С собакой связывали репродуктивность жизненного цикла человека, что находит аналогии в верованиях якутов, тувинцев, киргизов и бурятов.

Теленгиты уважительно относились к огню. В их понимании он был живым существом, его оберегали, запрещалось выносить огонь из жилища, не допускалось прикосновение к своему огню человека из другого рода – хозяин сам подавал гостю прикуренную трубку.

На огонь не указывали и не касались его острыми предметами – топором или ножом; не сыпали в него соль и другие горькие или ядовитые вещества, не бросали в него мусор, не сквернословили и не ссорились у очага. Считалось, что огонь очищает. С помощью огня и вереска окуривали домашние предметы, люльку новорожденного, загоны скота. Огню же отводилась особая роль в одном из главных обрядов под названием «Сан салары».

Этот обряд совершался в новолуние, и к нему готовились задолго до его начала. На восточной стороне от жилища, на возвышенной местности, клали камни. Один плоский камень размером примерно с большую тарелку предназначался для того, чтобы жечь на нем огонь. Как только показывались первые лучи солнца, хозяин дома с домочадцами в национальных одеждах приходили на место.

Там они жгли можжевельник, а затем выкладывали молочные продукты, мясо, говорили слова благопожелания и брызгали молоком наверх и в огонь. Кланяясь, обходили вокруг огня четыре раза. Хозяин шел всегда впереди, брызгал молоком и чаем, все остальные про себя просили о том, чего желают в наступившем году.

Слова благопожелания мог говорить только особый человек, у которого был дар восхваления хозяина земли Алтайской, Созидателя. После этого обряда все шли домой, где угощали гостей национальными блюдами и дарили друг другу подарки.

Теленгиты являлись приверженцами различных конфессий и верований, потому у них существовали различные виды погребений. Погребения по общехристианским канонам — относительно позднее явлением. Другим видом являлись впускные погребения вместе с конем в насыпях древних курганов. При наземном захоронении сооружали деревянный двух или трех венцовый сруб или каменную наброску.

Этот вид погребения был преобладающим, но практиковалось и сожжение. В погребении считалось необходимым участие шамана. Шаман во время камлания провожал душу умершего в страну предков.
Традиционное жилище теленгитов — аланчик (конический шалаш-чум), войлочная юрта и многоугольный срубный аил.

Кочевой скотоводческий тип хозяйства предопределил сезонный тип поселений с набором хозяйственных построек. Одной из наиболее архаичных построек является кажаа — круглая изгородь для содержания овец. Этот тип сооружений известен под тем же названием у других народов Саяно-Алтая.

Летней одеждой теленгиток были каптал и чедек, покрой которых схож между собой. Женская одежда дополнялась украшениями, игравшими и функцию оберегов. К поясу крепился нарядный кисет (калта) из кожи или ткани, украшенный вышивкой с двух сторон. Теленгитская женская шуба - южносибирского типа, свойственна южным алтайцам, бурятам и тофаларам.

Традиционными головными уборами являлись шапочки с жесткой конусовидной тульей, изготовленные из кож домашних и меха диких животных. Традиционные женские головные уборы еще продолжают бытовать, а мужские вышли из употребления.

С особым изяществом и оригинальностью изготавливались женские курительные трубки (канза).
Еще в начале 20 века у теленгитов имели место несколько форм и способов заключения браков: «колыбельная форма», просватывание детей малолетнего возраста, похищение.

Сохранение традиций нашло выражение в обычае, когда овдовевшая женщина выходила замуж за младшего брата своего покойного супруга (брачный обычай левирата). Распространены были и кузенные браки: детям замужней женщины разрешалось вступать в брак с прямыми потомками ее брата.

У теленгитов был принят обычай давать приданое (энчи) и калым (бодо). Если у тувинцев, например, подарки подносятся отцу невесты, то у теленгитов — матери.

Ремесла и промыслы

Традиционное хозяйственное занятие теленгитов — скотоводство, основанное на круглогодичном пастбищном содержании скота. В летний период скот выпасался в долинах рек; весной и осенью на предгорных степных пастбищах, зимой - на высокогорных плато. Теленгины разводили яков, верблюдов, лошадей, коров, овец и коз. Значительную роль в хозяйстве играла лошадь, к которой теленгиты проявляли почтительное уважение, называя «человеческими крыльями».

Охота, носившая у теленгитов сезонный характер и сочетавшаяся с кочевым и полукочевым скотоводством, являлась вторым по значению хозяйственным занятием. Охотничий промысел, на который теленгиты выезжали небольшими группами, в прошлом был направлен на пушного зверя, шкурами которого уплачивался ясак (натуральная подать, налог).

Национальная кухня

Теленгиты употребляли в основном мясную, молочную и растительную пищу. Основу питания составляло мясо домашних и диких животных. Молочная пища употреблялась исключительно в обработанном виде: кислое молоко и различные, получаемые из него продукты (творог, масло, сыр, арака.). Пища растительного происхождения приготовлялась из зерновых культур (ячмень, пшеница, просо) и диких съедобных растений.

Язык и письменность

Говорят на теленгитском диалекте алтайского языка, который относится к киргизско-кыпчакским (хакасским) языкам тюркской группы алтайской языковой семьи.