В минувшую пятницу состоялась встреча Министра туризма и предпринимательства Республики Алтай Евгения Ларина с представителями средств массовой информации, на которой он рассказал об итогах сезона 2012 года, основных направлениях развития туризма в регионе и о формировании и продвижении бренда "Горный Алтай", о новых подходах к бренду, и новых направлениях, которые сложились в сфере туризма в связи с развитием инфраструктурных объектов и увеличением популярности Горного Алтая, как общепризнанного региона для отдыха и туризма.
По итогам 2012 года рост туристического потока составил около 11,5 % и преодолел порог в 1,5 млн. туристских посещений в год. По численности туристов на одного жителя, проживающего в регионе, Республика Алтай является абсолютным лидером, даже по сравнению с таким субъектом Российской Федерации, как Краснодарский край. Количество иностранных граждан (Германия, Китай, Монголия), посетивших регион с целью не связанной с трудовой деятельностью составило 10,5 тыс. человек, что на 38% больше по сравнению с 2011 годом.
Стоимость услуг по размещению в стандартных номерах и организация питания на туристических объектах в среднем выросла на 10 %, средняя величина потраченных денежных средств на человека в сутки составила 1759 рублей, в 2011 году - чуть больше 1000 руб. Также увеличилась стоимость услуг организаторов многодневных активных туристских походов. Так средняя стоимость на одного туриста в сутки конно-водного похода составила 1850 рублей, водного 1900 рублей, автомобильного маршрута от 2400 рублей.
На 10 % выросла загрузка туристических объектов, которая в течение высокого туристического сезона составляла 100% - это середина июня, июля и выходные дни, и 80% - в будние дни. Наибольшей популярностью пользовались туристические объекты, предоставляющие услуги более высокого качества, чем объекты эконом класса. Также увеличилось количество туристов, прибывших на коммерческом транспорте, что составило в прошлом году около 50 тыс. человек, а количество маломерных судов, используемых при организации водных экскурсий и на плановых туристических многодневных маршрутах увеличилось до 600 единиц, или в 2, 5 раза за последние три года.
Также министр отметил, что произошло структурное перераспределение туристического потока. Наблюдается увеличение турпотока с Новосибирской области, Алтайского и Красноярского краев, а также из европейской части России (почти на 20 тыс. человек), произошло снижение турпотока с Урала. Основным поставщиком потребителей туристских услуг в регионе остается Сибирь.
Наметилась ежегодная тенденция к снижению размещения туристов в "сельских домах". По оценке муниципальных образований, на сегодняшний день более 420 сельских домов предоставляет услуги по размещению туристов. И в 2012 году снижение доли туристов, воспользовавшихся услугами "сельских домов" составило 50 тыс. человек. В свою очередь произошел рост неорганизованного туризма на 55 тыс. человек.
В 2012 году прием туристов осуществляли 221 туристический объект с мощностью размещения 2100 мест, из которых 650 - места круглогодичного размещения, что на 41 туристический объект больше, чем в 2011 году, а объем инвестиций в создание туристических объектов, небольших гостиниц, мини-гостиниц и т.д., составил порядка 1 млрд рублей частных вложений.
Объем налогов и неналоговых сборов (это аренда, отчисления во внебюджетные фонды, другие виды неналоговых отчислений) составил более 125 млн. рублей, в 2011 году - это было 119 млн. руб. Прямые налоговые отчисления составили 65 млн рублей, что связано в основном с тем, что туристические объекты на территории региона присутствуют в форме мини и микробизнеса, а также индивидуальных предпринимателей, находящихся на специальных налоговых режимах ведения бизнеса на территории Республики Алтай.
Ведется большая работа по увеличению туристических объектов, предоставляющих услуги по круглогодичному размещению. Интерес бизнеса к инвестированию в индустрию туризма и созданию мест размещения в гостиницах и отелях обусловлен той популярностью и той посещаемостью туристами республики, а также теми действиями по созданию инфраструктуры гостеприимства, благоустройства и транспортной инфраструктуры, как открытие аэропорта, реконструкция Чуйского тракта и реализация крупных проектов при помощи бюджетных инвестиций. Все это, в будущем, привлечет внимание крупных экономических игроков на рынке гостеприимства и с приходом гостиничных брендов, которые будут гарантировать качество и стандарт обслуживания, произойдет дополнительный прием и объем туристического потока, что даст значительный толчок к развитию малого и среднего бизнеса в Республике Алтай. Евгений Ларин отметил и развитие новых направлений туризма, набирающих силу в регионе - это лечебно-оздоровительный туризм, зимние виды туризма, включая снегоходный, также событийный туризм и конгрессно-выставочный туризм, как новая форма круглогодичного привлечения корпоративного клиента.