"Счастливые люди" - новый фильм об Алтае

Дмитрий Васюков - о своём новом фильме из документального цикла "Счастливые люди":
Фильм об Алтае я собираюсь сделать 2-х серийным. Первая серия - о русских, чьи предки вот уже больше трех веков назад пришли на Алтай, вторая - о коренном населении этого края, алтайцах. Если вы видели мои предыдущие работы, то, конечно, знаете, что это кино – совсем некоммерческое. Частным инвесторам такие проекты невыгодны. Если же в качестве инвестора выступит государство, то вместе с деньгами я получу и некий заказ, который придется выполнять. Мне же хочется делать свои фильмы так, как считаю правильным я сам. И, судя по всему, эта моя позиция находит поддержку у зрителей. Поэтому я и предлагаю вам, сообща собрать деньги на фильм о счастливых людях Алтая. Планируемый бюджет – 8 миллионов рублей. Как только мы наберем половину этой суммы – начнем снимать первую серию. Если денег окажется больше, продолжим снимать вторую.
По времени на съемки уйдет не меньше года. Конечно, я буду рад, если вы поможете собрать на полноценную 2-х серийную версию. А самое главное те, кто поможет в финансировании фильма более чем на 3000 р., смогут увидеть фильм первыми, сразу, как только он будет завершен. И ждать, когда телеканалы соизволят показать его, больше не придется.
О фильме
Разные люди идут сюда «за счастьем». Каждый - своим, особым путем. И самое удивительное, что многие находят его здесь.

huge
Валерий Петрущенко, музыкант и хиппи. Попробуем взглянуть на Алтай его глазами…
20 лет назад он приехал сюда из Иркутска с чемоданом и ситаром, надеясь обрести душевный покой. Поселился в деревне Замульта. Встретил родственную душу, Ольгу Трибунскую, которая приехала на Алтай из Нижнего Новгорода. Через несколько лет принял старообрядчество, вошел в общину староверов, завел пасеку, сейчас у него один из лучших в Замульте мед. Валерий стал здесь своим, хоть это и не просто. Местные не спешат раскрывать объятия как «туристам», так и «паломникам». И тех, и других здесь много.
Шамбала и Беловодье
huge 3

Многие верят, что где-то в этих местах находится Шамбала, город Великих Учителей. А воды реки Катунь, которые окрашивает в белый цвет известняковое дно, дали название «Беловодью» - алтайскому «раю на земле». Эту свободную и счастливую страну испокон веков искали здесь бродяги, каторжники, раскольники – все те, кто бежал от гнета властей, рабского труда, гонений за веру. Здесь начинали новую жизнь. Здесь спасались – во всех смыслах этого слова. И сегодня людей, которые живут в этих местах, отличают внутренняя свобода и навык выживания.
Один из главных героев фильма – Василий Иванович Плесовских, крестьянин из деревни Замульта, настоящий сибиряк, из рода староверов. Василий считается лучшим плотником во всей округе. Тот, кто собирается построить дом или баню, обязательно обратится к нему за помощью или советом. И неслучайно. Он – один из немногих, кто помнит секреты мастерства своих предков. Знает, например, чем отличатся работа с лиственницей или кедром, сосной или елкой, ведь у каждого дерева свои особенности.
Василий – не только лучший в округе плотник, но и лучший кузнец. Подковать коня тоже идут к нему. Это ведь целое искусство. Пойдет гвоздь вкривь – и лошадь будет хромать неделю. В горах, где от коня зависит жизнь человека, это особенно опасно... Правильно выбрать лошадь, определить, подходит ли конь для равнинных перевозок или для верховой езды по горным тропинкам – это Василий тоже умеет лучше других.
Василий долго считал Петрущенко «туристом». Они нашли общий язык благодаря ситару, любимому инструменту Валерия: проходя мимо его дома, Василий услышал музыку, не похожую ни на какую другую. И остановился... Это только кажется, что повседневные заботы не оставляют в душе места для красоты, философии или вот, музыки. Для всего в ней находится место.
Русские на Алтае

huge 4
Забот у тех, кто живет по распорядку, установленному самой природой, по горло: охота, рыбалка, огороды, заготовка дров. Кстати, заготовка дров на Алтае - не совсем обычный процесс. Забраться с санями или телегой на гору практически невозможно, поэтому бревна затесывают с одной стороны, как карандаши, а потом сталкивают с кручи. Заостренный передний конец помогает сутунку, так называется спускаемое вниз бревно, не застрять в кустах.
У русских на Алтае – свои способы ведения хозяйства, прошедшие проверку временем, свои занятия. Например, охота. Петр Ефимович Суртаев, товарищ Василия. 
Весь год он живет с семьей в дикой тайге за 100 километров от ближайшего поселка рядом с Катунским заповедником, где работает егерем.
А за пределами заповедника Суртаев, как и большинство здешних русских, охотится. В основном, на дикого оленя (марала) и косулю. Охота в горах тяжела и рискованна. Зверя можно найти на крутых склонах, в глухих местах, куда трудно добраться. Не один год уходит на то, чтобы такие места разведать. Небольшую прибавку к семейному бюджету приносит и пушная охота на соболя.
К тому же Петр Ефимович – известный в округе пасечник.
Алтай с его диким горным разнотравьем – благодатное место для разведения пчел, а такого меда, как здесь, нет больше нигде в мире. Традиции пчеловодства передаются из поколения в поколения. Но это тяжелый круглогодичный труд, особая наука...
Овладеть этой наукой пришлось и Валере «Бороде», сибирскому «бомжу».
Валера разошелся с женой, оставил семью и скрылся в лесах на реке Катунь. Вырыл себе землянку на берегу, чтобы там помереть. Но смерть все не приходила. Через два года «Борода» отстроил дом, завел пасеку, ловит рыбу, охотится. А добычу и мед отправляет семье.
Алтай заставляет жить

huge 11
Алтай обладает этим особым свойством – он возрождает людей к жизни. Сюда нередко приезжают со своим горем, со своей бедой. Приезжают
умирать. И не получается. Живут! На Алтае трудно представить себе смерть. Кажется, что для нее там нет места. Даже беда здесь не убивает, а высветляет.
Федор Морозов, лишившийся ног по пьянке (отморозил, уснув зимой на крыльце своего дома), после ампутации не спился, не умер, а неожиданно для окружающих и самого себя начал новую жизнь.
Алтай ли помог, Шамбала ли выслала своего невидимого «посланника», но факт остается фактом: беда «высветлила» душу Морозова, изменила его характер. Помогла ему выжить и наследственность: Морозов родился в Нарыме, куда перед войной сослали его мать, как жену кулака и староверку. Она бежала оттуда с пятью детьми, из которых выжили только двое – Федор и его старшая сестра.
Из истории
Уймонская долина – здесь находится и деревня Замульта – больше трехсот лет назад стала прибежищем староверов. Расположена она в Усть-Коксинском районе. Сюда в середине XVII века бежали те, кто не принял реформы патриарха Никона, увидев в них гибель истинного православия. В поисках безопасных, далеких от центра России мест, раскольники уходили в Керженские леса, к Белому морю, и на Алтай. Терпеливые, непьющие, трудолюбивые люди прочно обосновались на этой земле. Их потомки унаследовали эти качества.
В начале ХХ века многие из них были раскулачены и репрессированы, в годы гражданской войны красные расстреляли почти всех мужчин в селе Катанда.
Алтай – общий дом и для русских, и для коренных алтайцев. Они всегда понимали друг друга, несмотря на то, что традиции у них разные, да и образ жизни у каждого свой. Вторая часть фильма будет посвящена алтайцам – для кого кочевать так же естественно, как для русских жить оседло.
huge 13

Художник Николай Чепоков воспитывался в детдоме, а собственного дома у него никогда и не было. Он бродит по Алтаю со своим старинным станочком, понягой, и пишет картины, которые подписывает словом «Таракай», что означает «Странник».
Во вторую часть фильма войдет и рассказ о коневоде и философе Сергее Куртомашеве,
пастухе Артуре Нагаймонове, который круглый год c семьей проводит в горах Кош-Агачского района,
о крестьянине Арике Баисове из Джазатора, проводящем всю зиму в сотнях километров от своей деревни на склонах гор, отрезанных от мира глубокими снежными лощинами.

Дети гор верят в особую силу Алтая. Когда рухнул вертолет, на борту которого находились высокопоставленные чиновники, любители браконьерской охоты на архара, местные жители не сомневались: так называемых «охотников» наказал сам «хан Алтай».

Для своих жителей Алтай – больше, чем просто кормилец. Он – источник жизни, свободы и счастья.

Если Алтай тебя принял, покинуть его невозможно. Забыть – немыслимо.

Мы на Google+: Go To Altay

Дата публикации 29.01.2014