Джунгарский след в Ханхаринском доле

Ханхаринский дол начинается сразу за селом Чинета, на другом берегу реки Ханхары. Название её перевести трудно. На территории Алтая есть очень много этнонимов, имеющих тюркско-монгольское происхождение. Если исходить из аналогий в современных тюркских языках, то хан – понятно, а вот что такое хара? Есть два толкования и две аналогии: харэм – приближённый, дорогой и харам – запрет, грех.

Что же такое произошло на берегу реки, получившей это загадочное название? Мы занимаемся поисками исторических аналогий и легенд, непременно узнаем обо всём, и когда вы приедете к нам в гости (а мы уверены, что вам обязательно захочется это сделать), мы вам расскажем об этом подробно.

Не исключено, что в названиях остался и монгольский след, ведь известно, что Чингисхан очень любил Алтай, это было место его отдыха после изнурительных боевых походов. А тем более, был период, когда здешние края находились под монгольским протекторатом.

Тюркоязычные племена Алтая в XVII и первой половине XVIII в. Находились в политической зависимости от западных монголов, или ойратов, которые со второй половины XVII в. чаще известны под именем джунгары. Ойраты были объединены в обширное феодальное государство, называемое обычно в русских источниках Джунгарией. Значительная часть алтайцев-кочевников, известная тогда под названиями «телен-гуты», «телеуты» или «белые калмыки», составляла в Джунгарии оток (подразделение) в 4000 кибиток и находилась в вассальных отношениях к джунгарскому хану.

При всей скудости известий по поводу социальных отношений среди алтайцев в период владычества Джунгарии все же несомненно, что положение рядовых алтайцев, задавленных гнетом джунгарских, или ойратских, феодалов, было весьма тяжелым. Многие из них, спасаясь от голодной смерти, ютились около русских крепостей.

Ханхаринский дол - это курганный могильник. Расположен на левобережной надпойменной террасе левого берега реки Ини, на правом берегу реки Ханхары в 0,5 км к югу от села Чинета. Могильник насчитывает восемь курганов в диаметре от 10 до 18 м и высотой до 0,5 м, сооруженных из окатанных речных валунов.

Сложенные из камня курганы располагались цепочками с юга на север, представляя собой имитацию юрт или домов в посёлках. С 2001 г. Краснощёковской археологической экспедицией АлтГУ начаты комплексные исследования в этом районе. Всего в настоящее время на территории Чинетинского археологического комплекса картографировано боле 80 объектов на 8 разновременных памятниках, среди которых Верхнечинетинский пещерный комплекс, курганные могильники Чинета-I-III, Ханхаринский дол, Черный камень, Усть-Ханхара-I и поселение Усть-Ханхара-II.

Он представляет собой две параллельные микроцепочки курганов. В настоящее время предварительно на памятнике зафиксировано 16 курганов. Захоронения здесь относятся к пазырыкской культуре — это археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), причисляемая к «скифскому кругу».

Немало тайн хранят Ханхаринские пещеры на реке Ханхаре, да и во всех горах здесь в округе. Во «Властелине колец» Толкиена рассказано о Мории — подгорном царстве гномов. Добывая серебряную руду, гномы-рудокопы докопались в итоги до корней гор и разбудили дремлющий там подземный ужас — огненного духа.

В мифологииалтайцев он зовется Эрликом, у казахов Западной Сибири — подземным змеем Аждархой, который живет в пещерах и сторожит сокровища, порой одаривая ими людей. Змей Аврага Могой у монгольских народов заключен в подземной крепости богатырем, завалившим пещеру скалой.

В конце времен и мира он должен освободиться. Гномы у Толкина бежали от разбуженного ими духа, бросив свои рудники. На Алтае то же самое рассказывали о чуди. Такие легенды всегда рожаются там, где есть заброшенные выработки, уже недоступные людям подземные пустоты.

Вообще вся Иня и участок Чарыша выше ее устья являют нам пример природно-исторического текста, местности, наполненной символами. Надо только знать, куда смотреть, и уметь прочитать увиденное. Спустившись с горы, дорога из Тигирека в Чинету проходит мимо устья реки Ханхары.

В этом месте, на левом берегу Ини, археологи раскопали уже невероятное количество древних курганов и продолжают их копать до сих пор. А точно напротив долины курганов стоит заметная издалека скала с двумя дырами-глазницами наверху, похожими на бойницы ДОТа. Отверстия правильной формы и очень похожи на рукотворные. Может, здесь располагался наблюдательный пункт джунгар? Уже не одно поколение спелеологов проезжает и проходит мимо, точа на непонятные дыры зуб. И никто еще не попробовал к ним подобраться! То же самое, вероятно, происходит у работающих здесь археологов.

«Два глаза» в скалах — идеальный наблюдательный пункт, большой пещеры за ними наверно нет, но следы человеческих посещений должны сохраняться. Однако ни у кого никогда не хватает времени проверить, что там за ними. Между тем, сразу за горой с «глазницами» над ведущей в Чинету дорогой нависают осыпные склоны, кишащие змеями. Здесь уживаются гадюки, щитомордники и полозы, причем встретить их можно на каждом квадратном метре. А скопления змей, как говорят нам верования всех народов, указывают на близость подземных богатств. Сколько знаков нашел бы на этой дороге тот же Рерих!

Но не спешите отправляться в погоню за этими знаками, сначала взвесьте свои силы – не каждого хранительница здешних мест Саклад пустит в свои владения, даже если вы очень-очень этого захотите, нужно пройти многоступенчатую процедуру посвящения, но это уже, как говорится, совсем другая история.

Нина Парфёнова
Фото: Рафаиль Гималетдинов

Село Чинета. Чудеса с гарантией...
Тайны Чинетинских гор...
Чудо-травы горной Чинеты...
Гостевой дом "Берег Ини" ...
Мы на Google+: Go To Altay.