Чуйский тракт – участок автомобильной трассы федерального значения М-52 Новосибирск - Бийск - Ташанта.
Первые сведения о дороге в Чуйской долине появились в 1788 году, когда русские купцы достигли реки Чуи в Курайской степи. В то время Чуйский торговый путь представлял собой труднопроходимую узкую горную тропу, соединяющую Алтай с Монголией. Особенно сложным был участок от Онгудая до Кош-Агача.
Вопрос о необходимости строительства хорошей дороги возник в связи с оживлением торговых интересов бийских и змеиногорских купцов вокруг монгольской границы. Купцы выгодно сбывали панты (рога маралов) в Китае, а в Россию завозили чай. Обосновавшись в деревушке Кош-Агач, купцы построили избушки-склады и свои дома.
Однако из-за нехватки денег в царской казне вопрос об улучшении Чуйской дороги оставался открытым, и все проекты с подготовленными сметами оставались пылиться в чиновничьих кабинетах. Купцы на свои деньги вскладчину латали дорогу, но в общем ситуация с передвижением по ней оставалась плачевной.
Только весной 1901 года строительство дороги все же началось. На казенные деньги с привлечением труда местных жителей и средств купцов колесная дорога между Онгудаем и Кош-Агачем худо-бедно была построена. В бомах ширина дороги составляла 3,5 аршина, а на остальных участках - 5 аршин (1 аршин = 0,711 метра).
Просторы Чуйского тракта и история создания
В 1913-1914 годах царское правительство снова проявило интерес к Чуйской дороге, ввиду того, что назревала война в Европе и России нужно было укрепить свои позиции со стороны Азии. В это время в Горный Алтай была направлена экспедиция под руководством инженера ведомства путей сообщений В. Я. Шишкова для проведения работ по изысканию Чуйского тракта. Задача группы состояла в том, чтобы пройти существующей тропой от села Алтайского до Ининской паромной переправы и составить карту местности шириной с версту. Работа в труднейших условиях была проделана, но и на этот раз для Чуйского тракта время еще не настало. Катаклизмы мирового и всероссийского масштаба – войны, революции, голод, разруха отодвинули дело строительства торгового пути до лучших времен.
В 20-е годы молодая страна вновь обратила внимание на важную дорогу на азиатской окраине. Воздвигались деревянные мосты через Чую, строились паромы, строилась и дорога силами повинного и раскулаченного люда.
Возник вопрос, в каком направлении продолжать строительство. Либо по старому левобережью – Бийск – Алтайское – Черга – Шебалино – Онгудай - Кош-Агач, либо по новому правобережью Катуни Бийск – Майма – Чемал – Каянча – с соединением его со старым направлением у бома Кор-Кечу. (Позже решили сделать переход с правого берега Катуни на левый в Усть-Семе, а новый тракт соединить со старым в селе Черга.) В итоге был выбран второй вариант, Катунский, так как он был удобен для сообщений между селами и центром и был кратчайшим до советско-монгольской границы.
В 30-е годы вдоль тракта строились лагеря. Узники Сиблага стали основной дешевой и безропотной силой, брошенной на строительство Чуйского тракта.
В 1934 году был организован первый автопробег Бийск – Кош-Агач в 1100 км.
В 1935 году Чуйский тракт Бийск – Майма – Усть-Сема – Черга – Онгудай – Иня – Кош-Агач – Ташанта был сдан в эксплуатацию.
В 1936 году в селе Иня закончено строительство первого двухцепного висячего моста через Катунь по проекту С. А. Цаплина.
В конце 50-х в Усть-Семе был построен новый железобетонный мост через Катунь и отремонтирован участок тракта Усть-Сема – Шебалино.
В 1970-м в селе Иня был построен новый железобетонный мост через Катунь на смену старому по проекту Цаплина.
В 1984 году пущена новая дорога через перевал Чике-Таман.
В 90-е годы построена объездная дорога и мостопереход, выводящий автомобили на Чуйский тракт минуя Бийск.
В Бийске существует музей Чуйского тракта, он расположен на втором этаже Бийского краеведческого музея имени В. Бианки, в народе называемого «красным».
Километраж трассы М-52 Бийск - Ташанта
Бийск 354 км «0» км Чуйского тракта
357 км Кафе, АЗС, Автомастерская
360 км Автомастерская
362 км АЗС
с. Верх-Катунское 366 км Кафе
367 км АЗС
368 км Указатель «Пункт медицинской помощи»
п. Чуйский 371 км Кафе
373 км АЗС
374 км Пляж «Летний рай», кафе
с. Полеводка 377 км
с. Сростки 384 км Музей В. М. Шукшина, памятник В. М. Шукшину на г. Пикет, археологические памятники, АЗС, базар, кафе
с. Образцовка 394 км АЗС
395 км Указатель «Красногорский район»
с. Березовка 398 км АЗС
с. Быстрянка 404 км Указатель «Красногорское 28, Ташанта 536», АЗС, кафе
с. Стар. Суртайка 412 км Указатель «Пункт медицинской помощи», АЗС
416 км
Р. Иша, оздоровительный центр «Катунские зори», центр здоровья «Прасковья», археологические памятники
419 км Указатель «У-Иша 5, Новозыково 24»
с. Долина Свободы 425 км Указатель «Пункт медицинской помощи»
428 км Граница Алтайского края и Республики Алтай
429 км Кафе
431 км
Указатель «Платово 5, Шульгин Лог 15, Сетовка 40, Советское 57», мост через Катунь, памятник природы «Земная рябь» у с. Платово, памятник природы «Оз. Лебединое» у с. Урожайного, памятник природы «Гора Бабырган».
431-435 км Майминский археологический комплекс
433 км Торговые лавки, АЗС, шиномонтажная мастерская, кафе-бистро
434 км ДПС, АЗС
с. Майма 435 км
Указатель «Ташанта 503, Онгудай 193, Горно-Алтайск 2», Музей камня, памятник природы «Майминский рыхлый вал», АЗС, кафе, гостиница, автомастерские
с. Карлушка 444 км АЗС
445 км Аэропорт г. Горно-Алтайска
с. Дубровка 450 км
с. Рыбалка 452 км
Питомник красивых растений, кемпинг, налево кафе «Меркит»
454 км Мост через Катунь (Айский мост), указатель «оз. Ая 5 км», кафе-бар, сувенирные лавки, АЗС
с. Соузга 455 км
Указатель «Мясная лавка», археологический памятник «Городище Соузга»
с. Черемшанка 461 км Археологический памятник «Черемшанка»
463 км АЗС
464 км Родник «Черемшанский»
467 км
Мемориальный знак В. Я. Шишкову, АЗС, катание на верблюде, сувенирные лавки, археологический памятник «Чултуков Лог»
с. Манжерок 470 км
Манжерокские пороги, Манжерокский источник, салон мастеров Алтая, базар, кафе
472 км
АЗС, указатель «Озерное 1.1» (оз. Манжерок), археологические памятники, кафе, закусочные
478 км Мост через Катунь на туркомплекс Бирюзовая Катунь», искусственное озеро, источник Аржан-Суу,кафе, сувенирные лавки
479 км Водная переправа на Тавдинские пещеры
п. Известковый 481 км
с. Усть-Муны 485 км Археологический памятник, памятник A. M. Кошурникову
с. Барангол 492 км
Подвесной мост через Катунь, дорога на Камышлинский водопад, сувенирные лавки
494 км Граница Майминского и Чемальского районов
с. Усть-Сема 496 км Указатель «Чемал 36, Ташанта 446, Онгудай 136», АЗС, кафе, мост через Катунь
с. Камлак 502 км Горно-Алтайский ботанический сад, памятник природы «Шиш-кулар - Катаил - Чистый луг»
509 км Алтайское экспериментальное хозяйство СО РАН «Чергинский зубрятник»
с. Черга 514 км Указатель «Усть-Кан 132, Алтайское 56», АЗС, памятник природы «Источник Курловские дачи»
с. Барлак 524 км
527 км Священная гора «Шаманский камень»
528 км Родник «Кара-Суу», стоянка, кафе
с. Мыюта 535 км
с. Шебалино 547 км СТО, АЗС, краеведческий музей Шебалинского района
с. Кумалыр 561 км Археологические памятники
с. Топучая 571 км
574 км Подъем на Семинский перевал, указатель «Подъем 9, спуск 11»
581 км Комплекс придорожного сервиса «Золотой кедр», кафе, гостиница
583 км Семинский перевал, памятник в честь 200-летия вхождения Горного Алтая в состав России, учебно-тренировочный центр «Семинский перевал», база отдыха «Динамо», горнолыжная трасса, кафе, столовая, гостиница
п. Зайсанская Елань 593 км
610 км Пост ГИБДД, АЗС
611 км Развилка дорог - поворот на Усть-Кан, Усть-Коксу
с. Туекта 614 км Комплекс археологических памятников
618 км Природный парк «Уч-Энмек»
с. Каракол 619 км Археологический памятник «Каракол», краеведческий музей
с. Курота 621 км АЗС
624 км Указатель «Онгудай 10, Акташ 164, Ташанта 316»
с. Шашикман 628 км Курганный могильник Балык-Соок
с. Онгудай 633 км Магазин народных промыслов «Торко Чачак», археологич. памятники, АЗС, гостиница, СТО, кафе
с. Улита 643 км АЗС, кафе
648 км Старая ГЭС на р. Урсул, мост через р. Урсул.
с. Хабаровка 652 км Газовая заправка
655 км Указатель «Перевал Чике-Таман» - подъем 4 км, спуск 4 км»
659 км Памятник природы «Перевал Чике-Таман»
668 км Родник, стоянка
с. Купчегень 672 км Археологические памятники
680 км Слияние рек Б. Ильгумень и Катуни, Ильгуменские пороги на Катуни, наскальные рисунки
681 км Археологический памятник «Кор-Кечу»
684 км Бом Кор-Кечу
692 км Место впадения р. Б. Яломан в Катунь, археологический комплекс, Яломанское городище, стоянка
693 км Указатель «Б. Яломан 12» - комплекс археологических памятников
с. Малый Яломан 695 км
702 км АЗС
с. Иня 703 км Железобетонный мост через Катунь, подвесной двухцепной мост через Катунь - памятник истории и культуры Российской Федерации
706 км Оленные камни
708 км Мост через Катунь, указатель «Инегень 12»
710 км Бом Бичикту-Кая
712 км Место слияния Чуи с Катунью, беседка
714 км Природно-хозяйственный парк «Чуй-Оозы», гостеве домики, кафе, гостиница, археологический комплекс, наскальные рисунки
716 км Порог Горизонт
717 км Порог Турбинный
723 км Урочище «Калбак-Таш», домик, беседка
728 км Археологический комплекс «Адыр-Кан», Чуйский оленный камень
с. Иодро 735 км
с. Белый Бом 742 км Скала Белый Бом, наскальные рисунки, обелиск партизанам, чоновцам, красногвардейцам, погибшим в боях за советскую власть в Горном Алтае, АЗС, кафе
744 км Памятник Кольке Снегиреву, справа от трассы
755 км Мост через Чую
759 км Водопад Девичьи слезы, стоянка
761 км Порог Бегемот на Чуе, мост через Чую
762 км Стоянка у Чуи, где проводятся соревнования «Чуя-Ралли»
770 км Граница Онгудайского и Улаганского районов
780 км Мост через Чую
с. Чибит 783 км Начало маршрута на Шавлинские озера, мост через Чибитку.
787км Гостиница, баня, сауна
с. Акташ 788 км Дорога на с. Улаган и Телецкое озеро, пограничный отряд АЗС, СТО, продажа автозапчастей, шиномонтаж, кафе, телеграф
798 км Родник, стоянка
802 км Открывается вид на Северо-Чуйский хребет
812 км Граница Улаганского и Кош-Агачского районов, археологический памятник
817 км Подъем на Курайский перевал, комплекс археологических памятников
820 км Панорама всего Северо-Чуйского хребта
с. Курай 826 км Мост через Чую, начало маршрута к ледникамдолины р. Актру, АЗС, дорслужба
840 км Культовый знак «Обоо»
856 км Р. Куехтонар, древние плавильные печи недалеко от впадения р. Куехтонар в Чую
864 км Указатель «Чаган-Узун 2», мост через Чую, памятник природы Чаган-Узунский родник, стоянка
с. Ортолык 876 км Дорога к археологическим памятникам долины р. Елангаш, АЗС
877 км Указатель «Бельтир 29»
с. Кош-Агач 890 км Указатель «Джазатор 140, Ташанта 51» по дороге на Джазатор через перевал Теплый ключ, дорога на плато Укок, АЗС, гостиница, телеграф, кафе
897 км Поворот на с. Кокоря, где находится краеведческий музей
с. Жана-Аул 918 км Музей казахов Алтая
938 км Р. Уландрык, археологические памятники
с. Ташанта 941 км Таможенный и пограничный пункты, археол. памятники
956 км Граница Российской Федерации и Монгольской Республики, «0» км Чуйского тракта, перевал Дурбэт-Даба высотой 2481 м, обелиск в честь дружбы СССР и МНР