История Горного Алтая

Краткий обзор истории Горного Алтая.

Первобытная эпоха.

Люди жили на территории Сибири еще в древнекаменном веке в пору ледникового периода более 40 тыс. лет назад. Об этом свидетельствуют археологические находки грубых каменных орудий на территории Горного Алтая. К концу ледникового периода образовались охотничьи племена с установлением матриархата.

После отступления ледника на территории Сибири сложился более теплый и влажный климат, близкий к современному,. Земля покрылась тайгой. Крупные животные или вымерли, или ушли на север. Чтобы охотиться на мелких животных, нужно было изобретать новые орудия. Так появились лук и стрелы с каменными наконечниками. Наступил новый каменный век. На стоянках первобытных людей эпохи неолита, обнаруженных в долине Оби у села Киприно, а также возле Бийска и в районах Горного Алтая найдены шлифованные каменные топоры, ножи, наконечники стрел, обломки глиняной посуды. Люди начали осваивать скотоводство, строить землянки. В этот период зарождаются верования и зачатки искусства. Стоянки относятся к 6 – 4 тысячелетиям до н.э.

Выход на поверхность самородных металлов повлек изменения в жизни древних людей на сибирских землях. Из кусочков меди изготавливали иголки, шилья, ножи. Из серебра и золота делали украшения. Наряду с самородными применяются металлы, выплавленные из руды и их сплавы. Более твердые металлы начинают вытеснять каменные орудия – наступил бронзовый век. В XVI – XIV веках до н. э. на территорию Сибири стекаются новые племена со стороны нынешнего Казахстана. Роль охоты отходит на второй план, люди в основном занимаются скотоводством, рыболовством, земледелием. Стоянки и могильники этого периода истории обнаружены у сел Кытманово, Нижняя Суетка, Чаузово.

Развитие скотоводства усилило роль мужчин в племени. Начался постепенный переход к патриархату, отцовскому роду, состоящему из нескольких больших семей. Племена начинают менять места обитания. Весной, произведя посевы возле зимних стойбищ, скотоводы переходили на летние пастбища. Осенью возвращались, собирали урожай и стравливали замние пастбища. Для растущих стад требовалось больше кормов, поэтому люди стали менять места стойбищ не два раза в год, а чаще. Начался период ранних кочевников, называемый еще скифским, он продолжался с VII века до н. э. до I века н. э.

Феодальная эпоха.

На заре зарождения классов и государства в III веке до н. э. на территории Забайкалья и Монголии было образовано огромное государство гуннов. После его распада в I веке н. э. племена гуннов двинулись на запад к Европе, частично оседая на протяжении всего пути следования. Гунны, оставшиеся на территории Центральной Азии (племена теле и тюкю – древние тюрки) стали предками многих современных народностей, в том числе и алтайцев. В середине VI века тюркские племена, долгое время находившиеся под игом жужаней (кочевые монголоязычные племена) освободились и образовали Тюркский каганат с центром на Алтае.

В ходе кочевых миграций, междуусобных войн и смешения племенных союзов на территории Алтая в X – XII веках образовались племена алтайцев (в настоящее время алтайцы делятся на малочисленные народности: телеуты, кумандинцы, теленгиты, челканы, тубалары).

Золотоордынское иго подчинило алтайские племена в 1206-1207 годы. Оно было тяжелым для алтайцев. Монголо-татарские завоеватели забирали весь хлеб и скот для своего войска, ослабляя силы алтайского народа. В дальнейшем, от Золотой Орды отделились княжества, находившиеся к восточнее Урала, образовалась Белая Орда, которая вXV веке распалась на Ногайскую Орду и Сибирское ханство. До XVI века алтайские племена находились под властью сменявших друг друга монгольских ханов.

Присоединение алтайских племен к России

Поражение Сибирского ханства в ходе завоевания Сибири Ермаком положило начало присоединения сибирских племен, в том числе и алтайских к России. Однако западно-монгольские племена воспользовавшись отсутствием должных укреплений на завоеванных Россией сибирских землях продолжали совершать набеги на племена алтайцев. Чувствуя растущее превосходство сил России, монгольские отряды решили отступить, но при этом насильно угнали с собой алтайцев. Остались немногие, кому удалось укрыться в горах и тайге. В 1756 году алтайским невольникам удалось вырваться на свободу, они вернулись на Алтай и добровольно вошли в состав России.

Сегодня из коренных народностей на Алтае проживают собственно алтайцы, которые делятся на южных алтайцев (теленгиты, телеуты) и северных алтайцев (кумандинцы, челканцы, тубалары).

Теленгиты проживают в Улаганском районе у Телецкого озера, вдоль впадающей в него реки Чулышман и ее притока Башкаус. По данным переписи 2002 года их численность в Республике Алтай составляет 2368 человек. Верования – шаманизм, православие, бурханизм.

Телеуты проживают в основном в Кемеровской области на территории Беловского и Гурьевского районов. Это так называемые «бачатские телеуты» по названию рек Большой и Малый Бачат Обского бассейна. Численность телеутов по переписи 2002 года 2534 человека в Кемеровской области и 32 человека в Горном Алтае. Верования – православие, шаманизм.

Кумандинцы проживают в Алтайском крае вдоль реки Бия в Бийском, Красногорском, Солтонском районах, население – 1663 человека; в Турочакском районе Республики Алтай – 931 человек; в Кемеровской области – 294 человека и в прочих районах России. Верования – шаманизм, бурханизм, православие.

Челканцы проживают в Турочакском районе Республики Алтай, население – 834 человека. Верования – шаманизм, бурханизм, православие.

Тубалары проживают в Чойском районе Республики Алтай, население – 1533 человека. Верования – шаманизм, бурханизм, православие.