Отдых с ребенком и соблюдение правил безопасности

Отдых с ребенком. Как объяснить малышу правила безопасности в лесу

Со многими явлениями природы малыша надо знакомить с точки зрения их безопасности.
Примерно вот так можно обсудить, напомнить и закрепить знания о правилах поведения с природными явлениями.

Весна. Сосульки

За долгую зиму на крышах «вырастают» большие, толстые и длинные сосульки, иногда с крыши свисают целые каскады сосулек. Их 102570положено, конечно, сбивать, но не всегда и не везде это делается вовремя. А упавшая сосулька представляет большую опасность для прохожего.

Обратите внимание ребёнка на сосульки и горы снега, свешивающиеся с крыши. Расскажите, чем они опасны и почему такие места надо обходить стороной.

Правило: под крышами не бегать!

Закрепление: Возьмите две сосульки - большую и маленькую. Рассмотрите, какие они острые (как пики, как колья!), пусть ребёнок сам убедится, потрогает. Предложите сравнить их вес. Какая тяжелее? Почему? Рассуждайте вместе с ребенком, что чем больше сосулька, тем тяжелее, тем сильнее и больнее ударит.

Найдите сосульку покрупнее и сбейте её палкой. Упав, она протаранит снег до самой земли. Подойдите и рассмотрите с ребёнком, какая глубокая дыра. Поговорите о том, как опасно весной ходить под самыми крышами и балконами. А как надо идти по этому тротуару? А почему?

Устройте соревнование: кто больше опасных «сосулечных» мест найдёт. Примерно так же поговорите о снеге, который может скатываться с крыш. У каждого времени года свои правила - познакомьте с ними своих детей.

Зима. По тонкому льду

Лёд становится тоньше, в любой момент он может проломиться.

Правило: по тонкому льду ходить нельзя!

Закрепление: Выберите место, где лёд тонок, и бросьте камень. Он проломит лёд, во все стороны пойдут трещины. Камень исчезнет под водой - утонет.

Если нет большой воды, тот же эксперимент вы можете провести в большой луже.

Ещё лучше, если ребёнок своими глазами увидит ледоход: как плывут льдины, сталкиваются, переворачиваются, как в воде крутятся какие- то ветки, палки, как исчезают они в пучине. Тот, кто слушал гул ледохода, скрежет, с которым льдины наползают одна на другую, добровольно во всё это не полезет.

Расскажите историю, как один мальчик (девочка) пошёл по протоптанной тропинке через пруд - и вдруг под ногами его появились трещины. Что же ему делать?

Пусть ребёнок запомнит, как надо вести себя в такой ситуации. (Надеемся, вы сами помните, что надо лечь на лед и ползти к ближайшему берегу.)

Проведите эксперимент: сделайте два следа.

1.Найдите сугроб и упадите в него, раскинув руки и ноги.

2.Прыгните в сугроб сразу двумя ногами.

Какой след глубже? Почему? Так что сделал мальчик, чтобы благополучно выбраться на берег?

Предупредите ребёнка, что у берега лёд всегда тоньше и даже такая тактика может не спасти, но у берега мельче и выбраться больше шансов.

Принцип понятен? Так же разбираете и закрепляете другие правила безопасности - не формально (как иногда делают на занятиях в детсаду или на уроках ОБЖ в школе), а на примере какой- то реальной ситуации.

Конечно, малыш не сможет сразу запомнить и выполнять всё, что положено. Да пока и не надо, ведь пока вы всегда рядом с ним. Но чем больше он узнает сейчас, тем в большей безопасности окажется потом.

Итак, с чем знакомить:

Весна или осень - время собачьих свадеб. О свадьбах вы можете не говорить, а вот о том, что такое собачья стая, - желательно. Ребёнок должен знать, что оказаться на пути такой озабоченной стаи - дело опасное.

Правило: Любую компанию собак обойти стороной, и подальше. Убегать нельзя! Замри и жди, пока пробегут мимо.

Зимой обратите внимание ребёнка на:

Обморожение. Как заметить (мы иногда не замечаем сами, а потом - уши горят, руки болят) и что делать, чтоб не обморозиться.

Полынья. Коварство полыньи в том, что, затянутая тонким ледком и припорошенная снежком, она становится незаметна. А городские дети вообще могут не знать, что это за штука (не видели!).

Летом обратите внимание ребёнка на:

Солнечный и тепловой удар. Как незаметно он подкрадывается и как от него спасаться.

Опасное дно. Хочешь искупаться в речке (в море, в пруду) - зови взрослого, папу или маму. Вместе проверьте дно (рельеф дна, например песчаного, бывает изменчив, и рядом с мелкотой может оказаться новенькая яма).

Правило: Не ныряй в незнакомом месте. Не ныряй вниз головой, сначала убедись, какое дно.

Костёр. Ясно, что в костёр малыш не полезет: дым и жар отпугивают. А вот вытащить горящую веточку - с большим удовольствием. Даже малыш должен знать, что из маленького огонька может случиться большой пожар.

Правило: Расчисти место и убери ветки, сухую траву вокруг того места, где разжигаешь костёр. Уходя, костёр гаси.

Клещи. Если вы собираетесь в лес, на прогулку, покажите (или нарисуйте) вредного клеща, который любит присасываться к вкусным мальчикам и девочкам). Обратите внимание ребёнка на разницу тактик клеща и того же комара. Одного трудно не заметить, другого трудно отыскать.

Правило: С голыми руками и ногами в лес не ходи! Вернулся домой - сними одежду и осмотри себя.

Особенно те места, где самая нежная кожа. Напомните, что вцепившегося клеща вытаскивают очень осторожно, соблюдая определенные правила. Вернувшись из леса, даже если ребёнок просит есть и пить, начинайте с осмотра, а всё остальное - потом. Тогда он точно не забудет, когда станет совсем самостоятельным, действовать именно так.

Грибы. Правило: Никогда не клади в корзину незнакомый гриб, никогда не собирай грибы- ягоды у дороги.

Но не переусердствуйте, не сгущайте краски, ребёнок должен знать: лес не злой, просто он любит, чтобы люди соблюдали определённые правила. А безопасность - там, где ты сохраняешь бдительность.

Подготовлено с использованием материалов сайта: http://моймалыш.su

Мы на Google+: Go To Altay